+7 (999) 333-40-38
Все статьи
集装箱危机
>
Контейнерный кризис: причины, последствия и прогнозы.

Почему резко выросли цены на перевозку из Китая, куда исчезли все контейнера, чем это грозит миру и когда это закончится

В недавнем времени грузовые перевозки оказались в непредвиденном затруднительном положении. Череда событий, вызванных пандемией, стала причиной кризиса нехватки контейнеров. По сути, речь идет о кризисе мирового масштаба, потому что в наши дни более 90% товаров потребления перевозятся по морю в металлических контейнерах, в каждый из которых можно поместить от 20 до 30 тонн груза. 


*Вся мировая торговля зависит от того, как скоро экипаж одного корабля, куда загружено в среднем по 20 000 таких контейнеров, приведет судно в пункт назначения. Во всем мире насчитывается около 180 млн стальных ящиков, а трафик морских грузоперевозок превышает отметку в 800 млн.   


Куда делись контейнеры? 

контейнеры.jpg

Сегодня многие из стальных контейнеров находятся на внутренних складах в отдельных государствах. Остальные располагаются в грузовых портах либо находятся на борту судов (преимущественно на транстихоокеанских линиях). Наибольшая нехватка контейнеров сегодня наблюдается в Азии, но и Европа тоже столкнулась с дефицитом. 


Причины кризиса 


Главной причиной того, что поставило морские грузоперевозки в тупик, стала пандемия, которая зародилась в начале 2020 года в Китае. Как мы помним, Китай раньше всех смог справиться с распространением коронавируса внутри страны, причем ровно к тому времени, когда другие государства только начали вводить у себя локдауны. Весной 2020г. в КНР смогли вернуться к экспорту, но параллельно большое количество фабрик Америки и Европы временно закрылись, многие производства поставили на паузу, и это все привело к тому, что большое количество контейнеров застряло в различных портах. Чтобы стабилизировать расходы и снизить ставки морских перевозок, перевозчики сократили количество судов в море. Это не только затормозило импорт и экспорт товаров, но и привело к тому, что пустые контейнеры никто не забирал, и они оставались в брошенном состоянии длительное время. Это создало большие неудобства для азиатских торговцев, которые не могли получить их из Северной Америки и Европы и продолжать заниматься перевозками. Взаимообмен грузами, существовавший до этого, остановился, а китайские товары стало некуда упаковывать.


Можно выделить 4 основные причины возникновения кризиса:

  • уменьшение количества доступных контейнеров;
  • перегруженность портов;
  • уменьшение количества работающих судов;
  • изменения в покупательской корзине в условиях пандемии (люди стали покупать мебель, электронику, спортивное оборудование, и, конечно, главные товары эпохи пандемии вроде масок, антисептиков, перчаток, которые главным образом производятся в Китае).


Во втором полугодии 2020 года в Северной Америке на каждые 100 поступающих контейнеров на экспорт отправлялось только 40. С учетом того, что торговый маршрут Китай-США поддерживает оборот в среднем 900 000 грузовых контейнеров в месяц, такие цифры стали свидетельством тотального дисбаланса в торговле.



Последствия кризиса


последствия.jpg

1. Рост цен на транспортировку


В августе 2020 резко взлетела цена за транпортировку грузов: за год стоимость перевозки выросла с 1500 USD/TEU до 6000 USD/TEU, а иногда 10 000 USD/TEU. Причем в направлении Китая цена осталась на прежнем уровне, стало дорого везти только в направлении Америки и Европы. Торговые маршруты из Азии в США и из Азии в Океанию стали настолько прибыльными, что перевозчики стали не дожидаться полной загрузки судов, прежде чем отправить контейнеры обратно в Азию, особенно когда было необходимо дожидаться погрузчиков в порту (5-8% контейнеров оставались пустыми в портах). 


* Какое-то время КНР даже пробовала доплачивать за возврат пустых контейнеров, но это не решило проблему дефицита.


2. Рост цен на производство новых контейнеров


Созданный ограниченный доступ к имеющимся контейнерам увеличил закупочную цену новых контейнеров, поскольку производители поняли, что повышенный спрос позволяет им взимать дополнительную плату. Китайская ассоциация контейнерной промышленности (CCIA) призвала производителей морских контейнеров резко увеличить свое производство. Ассоциация сообщила, что с сентября 2020 года Китай стал производить по 300 000 TEU в месяц, чтобы уменьшить дефицит. Не оставаясь в долгу, китайские производители China International Marine Containers и CXIC Group (главные игроки рынка), подняли цену и сегодня продают контейнеры по цене 2500 USD/TEU по сравнению с 1600 USD/TEU в прошлом году.


3. Гонка за доступные контейнеры


Нехватка контейнеров для удовлетворения текущих потребностей в морских перевозках привела к тому, что поставщики стали бронировать имеющиеся по космическим ценам. С начала 2021 года ставки аренды контейнеров выросли более чем на 50%.


4. Дисбаланас в объемах мировой торовли


Как уже понятно, условия усугубляющейся эпидемиологической обстановки и введение повсеместных ограничений везде, кроме Китая, стали причиной того, что основной объем  грузопотоков начал функционировать только в трансатлантическом направлении. Большим ударом для мировой экономики, стал прецедент с судном Ever Given в марте 2021, который перевозил 18 000 контейнеров из Малайзии в Голландию, но сел на мель в Суэцком канале и заблокировал путь в одном из важнейших торговых путей мира. Это спровоцировало срывы сроков поставок, задержки и отмены отправки части судов из портов в обратном направлении. Как следствие, цены на перевозки из Юго-восточной Азии в Европу и Америку выросли еще больше.



* Через Суэцкий канал проходит 12% всей мировой торговли и 30% всех контейнеров мира! В день по нему проходит больше 50 кораблей, на которых размещены потребительские товары на сумму от 3 до 9 млрд USD. Недельный простой оценивается примерно 30-50 млрд USD. Более того, был заблокирован путь для перевозки пустых контейнеров, в которых так нуждался Китай.


5. Разорение бизнеса 


Кризис контейнерных перевозок по-разному отразился на различных сферах бизнеса. Например, транспортировка дорогостоящих товаров (продукции машиностроения, электроники и компьютерного оборудования), пострадала не сильно. Но для других категорий товаров, особенно для текстильной промышленности Азии, рост транспортных расходов имел более серьезные последствия: резкий рост фрахтовых ставок привел к закрытию многих текстильных фабрик, работающих с небольшой наценкой.


6. Снижение уровня жизни населения


Из-за возникшего дисбаланса в мировой торговле пострадали простые люди. Контейнерный кризис, разразившийся во время всеобщих локдаунов, привел к росту цен на товары потребления из Азии, спровоцировал нехватку отдельных товаров, снижение заработной платы, рост инфляции, подогреваемый мерами социальной поддержки населения правительствами стран Европы и Америки.


Прогнозы на будущее 

прогнозы.jpg

Прошло более 18 месяцев с момента начала эпидемии, но ущерб глобальной цепочке поставок становится все более серьезным, что приводит к нехватке потребительских товаров и резкому увеличению затрат на логистику для предприятий. В настоящее время принимаются различные меры для выхода из сложившегося тупика, такие как попытки перевозчиков сократить свободное время и периоды содержания грузов в портах, более эффективные системы разгрузки и т. д. Однако совершенно ясно, что глобальный кризис нехватки контейнеров не  сможет нормализоваться в ближайшие месяцы. К сожалению, согласно прогнозам, ставки фрахта также останутся высокими, как минимум, в течение этого и вероятно следующего года. Уже ясно, что это время станет достаточно сложным как для торговых, так и для транспортных компаний, а значит, и для мировой экономики.


Написать отзыв

Мы будем признательны, если Вы максимально полно заполните все поля формы запроса – Вы экономите Ваше время на получении ответа.

Заказать услугу.

Мы будем признательны, если Вы максимально полно заполните все поля формы запроса – Вы экономите Ваше время на получении ответа.

Ошибка! Поле не заполнено.
Ошибка! Поле не заполнено.
Ошибка! Поле не заполнено.