Полное руководство по Инкотермс 2010
Инкотермс — это стандартизированная система международных правил перевозки. Термины инкотермс состоят из трехбуквенного кода (например, FOB или CIF), обозначающий момент, когда груз переходит от покупателя к продавцу.
Инкотермс - основа международных перевозок. Чтобы не переплачивать за доставку, нужно в общих чертах понимать эти условия.
Из нашей статьи вы узнаете, что представляют собой условия Инкотермс, и какой код следует выбирать при импорте товаров из Китая и других стран.
Кроме того, вы узнаете, каких условий поставки следует избегать, и как неправильный выбор может обернуться большими потерями.
На первый взгляд, система Инкотермс может показаться запутанной, но разобраться в ней совсем не сложно. В общем случае, условия поставки содержат два элемента: трехбуквенный код и название города. Начнем с первого.
Три буквы кода Инкотермс указывают, "насколько далеко" поставщик будет доставлять груз. То есть за какую часть пути вы платите поставщику, перекладывая на него обязанность доставки товара до определенного места. В зависимости от выбранных условий, поставщик может доставить груз в ближайший порт Китая или прямо до вашей двери. Ценовое предложение китайского поставщика всегда основано на определенных условиях поставки.
Вполне естественно, что цена на условиях EXW будет намного ниже, чем на условиях CIF. Почему? Потому что EXW вообще не включает в себя транспортировку, даже с завода поставщика, а CIF включает доставку в порт назначения страны покупателя. Транспортировка стоит денег, и это, естественно, сказывается на цене.
Но вам в любом случае надо будет доставить груз из Китая в другую страну. Если вы плохо разбираетесь в том, как осуществляется транспортировка, то можете попросить поставщика указать цены с учетом доставки как можно дальше.
Но не повторяйте распространенную ошибку, считая, что цена EXW автоматически ниже, чем FOB или CIF.
Теперь рассмотрим второй элемент условий поставки - место. Он описывает, где (в каком городе) товар переходит от поставщика импортеру.
Это не касается EXW и FOB, поскольку в этих случаях груз не покидает Китая. Организовывать доставку в своей стране всегда проще.
Экспортная очистка | Нет |
Доставка в порт отгрузки | Нет |
Морская перевозка | Нет |
Сборы в порту прибытия | Нет |
Внутренняя перевозка: | Нет |
Китайский поставщик доставляет товар в порт погрузки и берет на себя таможенное оформление экспорта. Последнее очень важно, так как таможенные органы Китая имеют право не выпускать груз, который не прошел соответствующую таможенную очистку.
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Нет |
Сборы в порту прибытия | Нет |
Внутренняя перевозка: | Нет |
Поставщик организует доставку в порт назначения в стране импортера. CIF не включает в себя стоимость выгрузки, платежи LCL и CSIF, а также прочие сборы, применяемые агентом в порту назначения.
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Да |
Сборы в порту прибытия | Нет |
Внутренняя перевозка: | Нет |
Поставщик берет на себя доставку с завода в Китае до оговоренного терминала (на суше или в порту) в стране покупателя. DAT включает в себя все сборы, подлежащие оплате в порту назначения, а также транспортировку по суше до ближайшего к вам терминала. В отличие от DAP (Delivered at Place), условия DAT не включают в себя материковую доставку по указанному адресу, например к вам домой или на склад.
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Да |
Сборы в порту прибытия | Да |
Внутренняя перевозка: | До порта |
Поставщик берет на себя доставку от завода до указанного адреса. В отличие от DAT, когда груз доставляется на грузовой склад сети транспортной компании, DAP предполагает материковую доставку по указанному адресу, например, домой или на склад
Экспортная очистка | Да |
Доставка в порт отгрузки | Да |
Морская перевозка | Да |
Сборы в порту прибытия | Да |
Внутренняя перевозка: | До двери |
Время от времени добавляются новые условия Инкотермс, а старые исключаются, на нашем сайте опубликованы последние данные инкотермс на 2018 год. Если хотите быть в курсе изменений, заходите на официальный сайт Международной торговой палаты.
Пример 1: FOB Шанхай
Пример 2: CIF Москва
Для упрощения процесса, его максимальной прозрачности и контроля над расходами, лучше договориться с поставщиком об условиях FOB, а затем заказать в транспортной компании доставку DAP.
Таким образом, поставщик организует доставку с завода в порт погрузки. При этом он пройдет все таможенные процедуры.
Выбранная вами транспортная компания позаботится о доставке из порта погрузки, таможенной очистке и доставке в пункт назначения.
По возможности, не следует пользоваться CIF, так как при этом окончательная стоимость доставки не будет вам известна заранее. CIF включает в себя только доставку в порт назначения, без учета местных платежей.
По определению, цена CIF учитывает только стоимость доставки, но не включает портовые сборы.
Кроме того, перевозчики иногда работают "на откатах", и вы можете получить низкую стоимость фрахта, например, $200, в то время как портовые сборы составят около $1000.
Вот почему условия DAP обеспечивают лучший контроль над затратами.
Цена EXW ниже, чем при любых других условиях Инкотермс , потому что в нее вообще не включена транспортировка. Покупатель должен сам организовать перевозку - от самого склада завода.
Кроме того, поставщик не поможет вам с таможенным оформлением, без которого груз не покинет пределов страны.
И хотя многие транспортные компании могут осуществить вывоз с завода и оформить все необходимые для экспорта документы, они не будут делать этого бесплатно.
Возможно, вам придется заплатить даже больше, чем при покупке на условиях FOB.
В международных перевозках не существует обходных путей или лазеек.
Какие условия поставки включают страхование?
По умолчанию, страхование включено в CIF. Но также можно дополнительно заказать страхование груза, при покупке на любых условиях инкотермс.
Страхование груза является дополнительной опцией, вы сами должны дать указания транспортной компании, нужна ли вам страховка. Если вы не этого не сделаете, груз будет не застрахован.